Журнал доступен для скачивания в PDF формате. Читать / Скачать >>

Стр. 3-9

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-1307-3-9
Технологическое лидерство: роль маркетинга в его достижении в современной России

Созинова Анастасия Андреевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36

Бондаренко Виктория Андреевна, доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой маркетинга и рекламы ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», 244002, Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69

Палкин Александр Валентинович, аспирант кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» 610000, г. Киров, ул. Московская, д. 36

В статье исследуется проблематика технологического лидерства в современных условиях и ролевое участие маркетинговой деятельности в его достижении. Современные российские предприятия не в полной мере используют инструменты маркетинга для развития процессов достижения технологического лидерства России. В то же время, в случае наличия более высокого уровня технологий, вероятнее всего, оставят такое конкурентное преимущество основным. В данной связи научная новизна исследования заключается в конкретизации и практическом применении маркетинга в деятельности предприятий, внедряющих обновленный маркетинговый микс, который позволит ускорить процессы достижения технологического лидерства и быть конкурентоспособными, особенно в цифровой среде в условиях глобальных вызовов.

Стр. 10-17

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-1307-10-17
Инструменты маркетинга территорий в решении задач промышленного развития региона

Старикова Мария Сергеевна, д.э.н., доцент, профессор кафедры маркетинга, ФГБОУ ВО Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46

Воронов Александр Александрович, д.э.н., доцент, профессор кафедры Логистика и коммерческая работа ФГБОУ ВО Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9

Пономарев Иван Николаевич, аспирант кафедры маркетинга, ФГБОУ ВО Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46

На основе обобщения вызовов промышленного развития российских регионов, к числу которых отнесена необходимость преодоления деиндустриализации и решения задачи импортозамещения, развития высокотехнологичных предприятий и внедрения технологий искусственного интеллекта, усложнения инновационных процессов и формирования экосистем, сделан вывод о возрастании потребности предприятий промышленности в активизации территориального маркетинга на уровне региона. Маркетинг территорий в данном контексте рассматривается как клиентоориентированный подход к развитию географических локаций, подразумевающий долгосрочный процесс, состоящий из взаимосвязанных действий, направленных на удержание и привлечение на территорию различных целевых групп. Обосновано, что в состав комплекса маркетинга региона целесообразно включать мультипродукт, стоимость потребления, процесс потребления, продвижение. Выделены основные группы потребителей региона и показано, что ключевым сегментом для промышленного развития является сегмент R2B (Region-to-business). Определены основные точки взаимодействия территориального маркетинга и промышленного развития региона, а именно: взаимопроникновение имиджа, конвергенция задач и синергизм результатов, использование потенциала маркетинга как инструмента снижения неопределенности и нестабильности рыночной и отраслевой среды.

Стр. 18-24

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-1307-18-24
Маркетинговый анализ образовательной организации

Шевченко Дмитрий Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой коммуникационного менеджмента и управления отношениями РГСУ; эксперт Гильдии Маркетологов, вице-президент по науке Академии Имиджелогии

Маркетинговый анализ – это сбор, обработка информации, данных о реальном и стратегическом поведении образовательной организации с целью достижения ее целей. Основным ориентиром маркетингового анализа является поведение потребителей, определение их покупательской активности. Специалисты маркетинга-рисерч начинают свой анализ с позиций маркетинговой разведки. Маркетинговый анализ касается интерпретации данных, собранных в результате проведения маркетинговых исследований, в рамках выполнения задач комплексного маркетинга («4Р» и «7P»), их систематизация и моделирование. В статье рассмотрены методы маркетингового анализа на корпоративном и оперативном уровне, анализ целевой аудитории и конкурентов, процедуры и подходы оценки образовательной продукции, ее цены, каналов сбыта, коммуникаций, особенностей поведения потребителей и конкурентов в цифровой среде. В статье рассмотрены методы эвристического анализа поведения образовательной организации в конкурентной среде: экспертная оценка, SWOT-анализ, STEP-анализ, анализ Маккинси (GE), портфельный анализ BKG, конкурентный анализ М. Портера, GAP-анализ, ABC-анализ. Особое внимание отводится проведению SWOT-анализа состояния и перспектив развития образовательной организации. Маркетинговый анализ цифровой среды организации, по мнению автора, предлагается проводить на основе действия факторов цифрового маркетинга-микс: SEO сайта, контент-маркетинг, социальные сети, интерактивная реклама образовательного продукта. Результативность действия факторов цифрового маркетинга-микс может быть установлена только проведением маркетинговых исследований. В статье представлены авторские оригинальные методики маркетинговой оценки сайта, коммуникаций образовательных брендов в социальных сетях, системы интегрированных маркетинговых коммуникаций.

Стр. 25-30

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-1307-25-30
Применение маркетингового подхода в ребрендинге названия кафедры

Метлина Анастасия Евгеньевна, к.э.н., доцент кафедры экономики и методики преподавания экономики, Томский государственный педагогический университет; 634061, г. Томск, Россия, ул. Киевская, 60

Статья посвящена применению маркетингового подхода в разработке названия кафедры. Становление конкуренции в среде образовательных организаций создает условия к проявлению активной маркетинговой деятельности, в которой приоритетом становятся внимание и ресурсы целевой аудитории. Автор предлагает рассматривать название кафедры с позиции бренда – уникального нейма, который может служить маркетинговым инструментом позиционирования и продвижения деятельности кафедры и ее продуктов в каждой из групп целевой аудитории. Исследуется новый подход поиска и генерации идей, а также апробирован новый принцип разработки названия кафедры для образовательного учреждения. Основной результат: реализация маркетингового подхода в разработке брендового названия кафедры. Так, для действующей кафедры экономики и методики преподавания экономики Технолого-экономического факультета педагогического университета, разработано новое название – «Кафедра развития управленческих компетенций».

Стр. 31-35

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-1307-31-35
Повышение экономической эффективности деятельности Волгодонского филиала ООО «ЭкоЦентр» на основе принципов экологического маркетинга

Попова Татьяна Сергеевна, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт (филиал НИЯУ МИФИ); 347360, г. Волгодонск, Россия, ул. Ленина, д. 73/94

Залиско Татьяна Александровна, студентка кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт (филиал НИЯУ МИФИ); 347360, г. Волгодонск, Россия, ул. Ленина, д. 73/94

В настоящее время, в век бурного развития различных отраслей народного хозяйства, остро стоит вопрос экологической безопасности. Всё более возрастает интерес к бережному отношению к окружающей среде, снижению количества биогенных рисков и сокращению степени их пагубного влияния. На фоне обострения проблем с экологией одним из ведущих трендов в бизнесе становится экомаркетинг. На данный момент экологический маркетинг становится все более актуальным «ресурсом», и многие предприятия пытаются вести свой бизнес на основе его принципов. Соблюдение ключевых положений концепции экологического маркетинга на предприятии поможет не только содействовать защите окружающей среды, но и даст возможность повысить экономическую эффективность деятельности предприятия. В статье рассмотрено мероприятие по внедрению механизма прессования ПЭТ-бутылок и оснащение им контейнеров для сбора пластика. В качестве объекта исследования выступает Волгодонской филиал ООО «ЭкоЦентр», который является региональным оператором по обращению с отходами. На его примере и будет рассмотрена идея использования принципов экологического маркетинга. В дальнейшем наработки по данному вопросу можно тиражировать на другие муниципальные образования.

Стр. 36-40

DOI: 10.24412/2071-3762-2023-1307-36-40
Цифровая трансформация бизнеса на рынке энергетического оборудования

Попова Татьяна Сергеевна, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт (филиал НИЯУ МИФИ); 347360, г. Волгодонск, Россия, ул. Ленина, д. 73/94

Калмыкова Диана Сергеевна, студентка кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт (филиал НИЯУ МИФИ); 347360, г. Волгодонск, Россия, ул. Ленина, д. 73/94

Орлов Павел Вячеславович, соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Белгородский государственный национальный исследовательский университет; 308015, г. Белгород, Россия, ул. Победы, д. 85

Курс на импортозамещение, взятый отечественной производственной энергетической отраслью почти десять лет назад, помог в 2022 году минимизировать проблемы с нехваткой отдельных видов продукции и разрушением ранее выстроенных логистических цепочек. Начатое несколько лет назад импортозамещение помогло отрасли сохранить ранее наработанные позиции и потенциал. По данным Росстата, по итогам 2022 года объем выпуска электрооборудования в стране составил 96,3% по отношению к году ранее. Эксперты полагают, что новые санкции из-за начала СВО и уход в прошлом году из России ряда иностранных отраслевых компаний не смогли критично отразиться на производственном секторе в энергетике. Взятый еще в 2014 году курс на импортозамещение продемонстрировал свой положительный эффект, и по большинству сегментов необходимого для энергетики оборудования серьезных провалов не произошло. Стабилизировать ситуацию и поднять отрасль на новый уровень удалось, в том числе, за счет цифровой трансформации бизнеса, которая является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности предприятий энергетического комплекса.